28.01.2021, 10:58
Қараулар: 127
ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ

ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ

Работу Дьяченко Антонины Яковлевны лучше назвать призванием. Призванием быть учителем. Призванием сердце отдавать детям. Набирая каждый раз новый класс, она творила чудо. Очень быстро её первоклассники становились настоящими учениками. Учеников Дьяченко А. Я. всегда отличает особая воспитанность, чувство ответственности, умение внимательно слушать собеседника, вести диалог, задавать вопросы, донести свои мысли до слушателя.

Родилась Антонина Яковлевна16 ноября 1931 г. в селе Первосоветское (тогда Озинского района Саратовской области). Потом родители переехали в посёлок Железново, где прошло всё её детство, там она закончила школу. Отец Дерендяев Яков Осипович работал в колхозе бухгалтером, мать Татьяна Михайловна – в детском саде. В семье было четверо детей. Жили, как все: родители работали, растили детей, приучали их к труду. В подворье было свое хозяйство.

Но июнь сорок первого года чёрным вороном ворвался в жизнь людей: началась Великая Отечественная война. С этого времени началась новая жизнь – жизнь войны. Каждый день уходили по повесткам в армию мужчины, в их числе – Яков Осипович.

Вскоре здоровых мужчин в колхозе почти не осталось. Все тяготы войны легли на плечи женщин, подростков и детей. И они делали свою работу, чтобы не остановилось колхозное хозяйство, тянули его, сколько хватало сил. Дети трудились наравне с взрослыми: пололи хлеба от сорняков, сгребали сено и солому, работали на плантациях и фермах.

…Девятого мая жители поселка просыпались от сильного стука в окно: почтальон бежал по улицам, стучал в окна и кричал: «Победа! Победа!». Люди выбегали на улицу, плакали и смеялись от счастья и радости. Вскоре стали возвращаться фронтовики. Встречали их всем колхозом. Тяжело раненный, но живой вернулся домой и отец Антонины Яковлевны. И снова стал работать бухгалтером в колхозе.

В 1947 г. после окончания школы Антонина Яковлевна поступила на учёбу в педагогическое училище г. Уральска. Учиться было тяжело: книг не хватало, кое-что записывали со слов преподавателей, а чаще всего после занятий оставались в библиотеке, занимая очередь для того, чтобы прочитать заданное. Поздно вечером возвращались домой. И учиться было тяжело, и жить тоже было тяжело. Антонина Яковлевна вместе со старшей сестрой, которая в это же время училась в медицинском училище, жили на квартире, одежды не хватало, хлеб давали по карточкам.

В 1950 г. Антонина Яковлевна окончила педучилище, а её сестра – медучилище, и их направили на работу в разные районы. Дьяченко А. Я. получила направление в Казталовский район преподавать русский язык в казахской школе. Через год её перевели в Чесноковскую школу учителем начальных классов, а в апреле 1952 г. она едет в Гремячинскую школу. Через два года снова перевод – в Железновскую школу. В 1954 г. Дьяченко А. Я. – учитель русского языка и литературы Перемётнинской средней школы, в это время она учится заочно в Уральском педагогическом институте им. А. С. Пушкина.

Уроки Антонины Яковлевны были интересными и увлекательными. На них всегда было тихо, уютно, спокойно. Но сколько её ученики успевали сделать за это время! Каждый день ученики узнавали что-то новое и полезное для себя. Простой школьный урок познания мира она превращала в целое путешествие в мир природы. На уроках математики она учила не просто решать, а размышлять логически. Ведь это

так пригодится в старших классах. Русский язык и литература – это были действительно уроки по развитию культуры речи и языка. Антонина Яковлевна учила ребят правильно писать, читать, решать примеры и сложные задачи. Она никогда сразу не ставила в дневник плохую оценку, давала возможность на следующий день её исправить. Антонина Яковлевна всегда была строгим и справедливым учителем. Она никогда не кричала на детей, наоборот, говорила спокойно и даже тихо, поэтому в классе всегда были порядок и тишина. Но если была необходимость, она слегка повышала голос, и тогда тот, кто плохо себя вёл, сразу прекращал разговаривать или хулиганить.

И на переменках, и после уроков Дьяченко А. Я. жила жизнью учеников: их заботами, печалями, детскими проблемами. Она всех могла понять и всем старалась помочь. Но она не только обучала детей наукам, а еще объясняла им, что правильно и хорошо, а что нет, и как стать хорошим человеком. Ей хотелось сделать из них не послушных мальчиков и девочек, а добрых и честных людей. Антонина Яковлевна учила ребят жить в коллективе и для коллектива, старалась сплотить и сдружить всех детей в классе. Она всегда переживала за каждого из своих учеников. Если кто заболеет, или в семье неприятности, она обязательно лично посетит этого ученика, переговорит с родителями.

В Перемётнинской школе Дьяченко А. Я. проработала 37 лет и в 1991 году вышла на пенсию. В этой школе учились её дети: дочь Светлана и сын Юрий, и две её родные племянницы Галина и Ольга, которые в раннем возрасте остались без родителей. Их взяла на воспитание семья Дьяченко. Школу, где работала Антонина Яковлевна, окончили внук Антон и внучка Виктория. Антонина Яковлевна любила свою школу, гордилась своей работой, внесённым вкладом в обучение и развитие учащихся, приобретённые знания которым помогли определиться в дальнейшем их жизненном пути. За годы работы учителем она была поощрена грамотами, медалью «Ветеран труда». За работу во время войны ей присвоено звание «Труженик тыла».

27 января 2021 г. перестало биться сердце Учителя. Память о Дьяченко Антонине Яковлевне навсегда сохранится в сердцах её учеников, их родителей, коллег, односельчан – всех, кто её знал.

Наталья КОСИЦЫНА